孟喜, Мэн Чан-цин
孟長卿. I в. до н.э., Дунхай, Ланьлин (совр. пос. Ланьлин-чжэнь уезда Цаншань пров. Шаньдун). Философ и ученый, представитель «школы канонов в современных знаках» (
цзиньвэньцзин-сюэ; см.
Цзин-сюэ), основоположник «учения господина Мэна» (
Мэн-ши-сюэ) и знаток
«Чжоу и» («Чжоуские/Всеохватные перемены»). Его биография изложена
Бань Гу в цз. 88 «Жу лин чжуань» («Предание о лесе конфуцианцев/ученых»)
«Хань шу» («Книги [об эпохе] Хань», цз. 88). Вместе с Лян Цю-хэ и Ши Чоу он изучал этот канон у Тянь Ван-суня, ученика Тянь Хэ (II в. до н.э.) во втором поколении, и в свою очередь обучал Гэ Куань-жао (ум. 60 до н.э.), ставшего инспектором столичной области (
сы-ли сяо-вэй), и Чжай Му с Бай Гуаном, достигших ученого звания
бо ши («широкий эрудит»). В 51 до н.э.
бо ши Ши Чоу участвовал в первой научной дискуссии о канонах, состоявшейся во входившей в дворцовый комплекс Палате у Каменного канала (
Ши-цюй-гэ) в столице Чанъань. При ханьском императоре Сюань-ди (74–49 до н.э.) в качестве «почтительного сына и честного [служилого]» (
сяо-лянь; см.
Сяо ти) Мэн Си получил придворный чин «телохранителя» (
лан), затем стал начальником научного департамента во дворце Цюй-тай (
Цюй-тай шу-чжан), но по болезни ушел в отставку. Вернулся к службе помощником канцлера (
чэн-сян-юань) и удостоился представления к званию
бо ши, однако не был утвержден императором, услышавшим, что он меняет «методы наставников» (
ши фа).
Согласно «Хань шу», Мэн Си передал свою трактовку «Чжоу и» Цзяо Янь-шоу, у которого ее унаследовал
Цзин Фан. Однако Бай Гуан отрицал это преемство ицзинистики (
и-сюэ [
1]) Цзяо Янь-шоу, а один из последних классиков каноноведения (
цзин-сюэ) Пи Си-жуй (1850–1908) настаивал на теоретическом различии двух представителей отличной от стандартной традиции (
чжэн чжуань), побочной линии (
бе чжуань) толкования «Чжоу и» – Мэн Си и Цзин Фана, которые были сведены в одну школу по внешнему подобию
Лю Сяном,
Лю Синем или Бань Гу в библиографической главе «Хань шу» – «И вэнь чжи» («Трактат об искусных и исксственных текстах»), где их имена объединены даже в названиях двух трактатов: «Мэн-ши Цзин Фан [И]» («[“Перемены”] господина Мэна и Цзин Фана», 11 глав-
пянь) и «Цзай и Мэн-ши Цзин Фан» («Господин Мэн и Цзин Фан о бедах и катастрофах», 66 глав-
пянь). Главный труд Мэн Си по ицзинистике «[Чжоу и Мэн-ши] чжан цзюй» («[«Чжоуские/Всеохватные перемены” с комментариями господина Мэна по] параграфам и фразам», 2 цзюаня) не сохранился, но его содержание Юй Гуан-ши (I–II в.) передал Юй Фаню (164–233), который и сформировал «ицзинистику господина Мэна» (Мэн-ши и), получившую наивысшее развитие в творчестве Хуй Дуна (1697–1758), особенно в его «И хань-сюэ» («Ханьское учение «Переменах”», цз. 1, 2). Прочие произведения Мэн Си также утрачены, лишь их фрагменты процитированы буддийским монахом и ученым
И-сином (673/683–727) в «Гуа и» («Обсуждение гексаграмм» //
«Синь Тан шу»–«Новая книга [об эпохе] Тан», цз. 27, 28), комментаторами: Лу Дэ-мином (556–627) в «Цзин дянь ши вэнь» («Толкование текстов канонов и классики»), Кун Ин-да (574–648) в «Чжоу и чжэн и» («Правильный смысл «Чжоуских/Всеохватных перемен”»), Ли Дин-цзо (VIII в.) в «Чжоу и цзи цзе» (««Чжоуские/Всеохватные перемены” с собранием разъяснений») и собраны в антологиях конца эпохи Цин: Ма Го-ханем (1794–1857) в «Юйхань шань фан цзи и шу» («Восстановленные книги из горного жилища в Юйхани», 6 томов, публ. 1883), Хуан Ши (XIX в.) в «Хань-сюэ-тан цун шу» («Собрание книг из Зала Ханьской науки», 1893) и Сунь Таном (XVIII–XIX вв.) «Хань Вэй эр ши и цзя И чжу» («Комментарии к «Переменам” двадцати одного знатока эпох Хань и Вэй», 33 цзюаня).
Автор: Кобзев А.И.
Первые корреляции символов «Чжоу и» с календарно-климатическими процессами появились в эпоху Хань в апокрифах
чэнь-вэй и у Мэн Си, который определил связь 64 гексаграмм (
гуа [2]), их компонентов, переходов от одной гексаграммы к другой, последовательности черт в гексаграммы и т. п. с 4 временами года (
сы ши [
1]) , 12 месяцами (
юэ [
3]), 24 сезонами (состояниями «пневмы»-
ци [1]), «72 пятидневками(
хоу [
3])» и др., видя главный смысл канона в «пневме гексаграмм» (
гуа ци) – соответствии его графических схем определенным состояниям циклически «убывающей и растущей» (
сяо си) общемировой субстанции («пневмы»), что оказало большое влияние на последующие поколения учёных, особенно представителей нумерологического «учения об образах/символах и числах» (
сяншучжи-сюэ) в ицзинистике.
Фэн Ю-лань (1895–1990) в т. 2 «Истории китайской философии» (1953), описывая ицзинистику эпохи Хань, привел таблицу соотношений 64 гексаграмм, 12 «земных ветвей» (
ди чжи; см.
Гань чжи), месяцев и направлений горизонта (см.
табл. 1)
[1]:
Таблица 1
Месяцы |
Земные ветви |
Направления |
№№ гексаграмм |
1 |
инь [7] 寅 |
NOO |
62, 4, 42, 53, 11 |
2 |
мао [5] 卯 |
O |
5, 17, 35, 40, 34 |
3 |
чэнь [2] 辰 |
SOO |
16, 6, 18, 49, 43 |
4 |
сы [5] 巳 |
SSO |
56, 7, 8, 9, 1 |
5 |
у [10] 午 |
S |
14, 37, 48, 31, 44 |
6 |
вэй [9] 未 |
SSW |
50, 55, 59, 30, 38 |
7 |
шэнь [6] 申 |
SWW |
32, 60, 13, 41, 12 |
8 |
ю [4] 酉 |
W |
57, 45, 26, 22, 20 |
9 |
сюй [3] 戌 |
NWW |
54, 25, 36, 47, 23 |
10 |
хай [2] 亥 |
NNW |
52, 63, 21, 28, 2 |
11 |
цзы [3] 子 |
N |
64, 39, 27, 61, 24 |
12 |
чоу [5] 丑 |
NNO |
3, 15, 38, 46, 19 |
Обычно связываемое с именем Мэн Си учение о «пневме гекаграмм», хотя недавно Лю Да-цзюнь (2000) нашел его следы в одном из старейших комментаторских разделов «Чжоу и» – «Да сян чжуань» («Великое предание образов/символов»), включает в себя прежде всего концепции «четырёх правильных/прямых гексаграмм»(
сы чжэн гуа) и «12 гексаграмм убывания и роста», методы деления года «шесть дней и семь частей» (
лю жи ци фэнь) и 72 пятидневки.
Рис.1Истоки концепции «четырёх правильных/прямых три-/гексаграмм» просматриваются уже в другом комментаторском разделе «Чжоу и» – «Шо гуа чжуань» («Предание изяснения триграмм»), где триграммы в расположении Вэнь-вана ассоциированы с временами года и основными направлениями горизонта, что иллюстрирует
рис. 1.
Это расположение восьми триграмм демонстрирует особую выделенность четырех:
Кань, Ли [
8]
, Чжэнь [
2]
, Дуй [
1], поскольку именно они соответствуют временам года и странам света. Мэн Си определил их как «правильные/прямые» (
чжэн [
1]), а четыре оставшиеся – как «угловые» (
юй [
8]). Четырём правильным/прямым три-/гексаграммам соответствуют четыре времени года (зима, лето, весна, осень) и четыре числа (9, 6, 7, 8) мантической процедуры, описанной в разделе «Чжоу и» – «Си цы чжуань» («Предание привязанных слов»). При гадании эти числа использовались для порождения гексаграммных черт. «9» трактовалось как «старый
ян» (меняющийся), «6» – «старая
инь» (меняющаяся), «7» – «молодой
ян» (неизменный), «8» – «молодая
инь» (неизменная), где «изменение» означает превращение черты в противоположную. Триграмма
Кань имеет две наружные черты
инь и внутреннюю
ян – «7», или «молодой
ян», которая не меняется, т. е. находится в покое: «Покой янской семёрки начинается в
Кань», которая символизирует зимнее солнцестояние и 11-й месяц, когда
ян еще не достиг своего предела и располагается в покое между двумя чертами
инь. Впоследствии (во 2-м месяце) покой молодого
ян переходит в подвижность старого
ян.
Ян наступает,
инь отступает, в результате чего
Кань переходит в
Чжэнь [
2]: «Предел во втором месяце, затвердевшая
ци убывает,
Кань движется к концу». В
Чжэнь [
2] начальная (нижняя) черта
ян – главная над двумя следующими чертами
инь. Она представляет собой «9» и «старый
ян», который должен измениться: «Движение янской девятки начинается в
Чжэнь [
2]», которая символизирует весеннее равноденствие. Энергия
ян порождает здесь десять тысяч вещей. В 4-м месяце
ян достигает полного расцвета: «Весеннее равноденствие (
чунь фэнь) выходит из
Чжэнь [
2]. Начало рождения десяти тысяч вещей… Достигает предела прямо на юге…, здесь действие
Чжэнь [
2] исчерпывается». В
Ли [
8] две наружные черты –
ян, внутренняя –
инь, соответствующая «8» и молодой
инь, которая не изменяется, т. е. находится в покое: «Покой иньской восьмёрки начинается в
Ли [
8]
», символизирующей летнее солнцестояние. Покой молодой
инь контрастирует с движением старой
инь. Но в действительности это положение временное: после того, как в
Чжэнь ян достигает предела, на смену приходит
Ли [
8], что означает зарождение
инь.
Инь растет, а
ян убывает. До 8-го месяца
инь накапливается, усиливает свою энергию.
Ли [
8] достигает конца, переходя в
Дуй [
1], где две нижние черты –
ян, а верхняя –
инь. Она – «6» и «старая
инь», поэтому должна изменяться: «Движение иньской шестёрки начинается в
Дуй [
1]», которая символизирует осеннее равноденствие, когда все вещи созревают и прекращают свой рост. К 10-му месяцу
инь достигает полного расцвета, десять тысяч вещей затаиваются, и годовой круг завершается: «[
Дуй [
1]] достигает предела на севере, милость Неба исчерпывается, действие
Дуй [
1] исчерпывается». В итоге «изменения (
бянь [
2]) четырёх образов/символов (
сы сян, т.е. перечисленных триграмм. –
Н.А.) сочетаются с шестью чертами, а [взаимо]отклик срединных состояний [пневм четырёх времен года и вторых половин сезонов] совершенен».
Рис. 2«Сочетание изменений четырёх образов/символов с шестью чертами» – это соотнесение 24 черт четырех правильных/прямых гексаграмм (6 × 4 = 24) с 24 сезонами года. Каждая начальная черта правильных/прямых гексаграмм соответствует либо одному из равноденствий, либо одному из солнцестояний (начальная черта
Кань – зимнему солнцестоянию,
Чжэнь [
2] – весеннему равноденствию,
Ли [
8] – летнему солнцестоянию,
Дуй [
1] – осеннему равноденствию). К каким сезонам приурочены остальные черты этих гексаграмм, Мэн Си не уточнял. И-син как астроном, изучавший календарно-нумерологические аспекты «Чжоу и», предложил соотнесение представленное на
рис. 2.
В традиционном китайском календаре лунные месяцы (
юэ [
3]) и солнечные сезоны (
ци) призваны соединить ритмы Луны и Солнца. Солнечный месяц-
ци – это период, за который Солнце проходит 30 градусов тропического зодиака. Он делится на два сезона, образуя их 24 в году. Начало первого сезона в солнечном месяце называется
цзе ци («разделитель [состояний] пневмы»), начало второго –
чжун ци («середина [состояния] пневмы»). Соответственно в году 12 разделителей (
цзе ци) и 12 середин (
чжун ци) сезонов. Лунные месяцы и солнечные сезоны обычно не совпадают друг с другом. Для их согласования с периодичностью в 3 года вводится дополнительный 13-й лунный месяц («вставной месяц» –
жунь юэ), номер которого совпадает с предыдущим месяцем. В IV в. до н. э. был создан календарь, объединяющий циклы Луны, Солнца и Юпитера. В частности, было установлено, что продолжительность 76 солнечных (тропических) лет и 940 лунных (астрономических) месяцев почти совпадает: 365,2422 х 76 = 27758,7 суток; 29,5306 х 940 = 27758,4 суток. В 76-летнем периоде (
бу/поу) 48 обычных лет по 12 лунных месяцев продолжительностью 29 или 30 суток и 28 лет по 13 месяцев. При четырехкратном сокращении образуется метонов цикл в 19 лет, из которых 12 содержат по 12 месяцев и 7 лет – по 13. Всего в нем около 6940 суток (6939,6). 13-ый месяц может приходиться на любое время года, и очерёдность годов с ним не носит постоянного характера. На протяжении последних двух тысяч лет в китайском календаре она менялась девять раз, в XIX и XX вв. будучи следующей: 3, 6, 9, 11, 14, 17 и 19. Взаимосвязь между солнечными сезонами и лунными месяцами представлена в
табл. 2.
Таблица 2
Разделители (начала) солнечных сезонов |
Середины солнечных сезонов |
Лунные месяцы, в которые попадают середины солнечных сезонов |
|
Становление весны 4–5 февраля |
Дождевая вода 18–19 февраля |
1-й месяц инь [7] |
|
Пробуждение насекомых 5–6 марта |
|
Весеннее равноденствие 20–21 марта |
2-й месяц мао [5] |
|
Чистота и ясность 4–5 апреля |
|
Дожди для злаков 20–21 апреля |
3-й месяц чэнь [2] |
|
Становление лета 5–6 мая |
|
Малое насыщение 21–22 мая |
4-й месяц сы [5] |
|
Колошение хлебов 5–6 июня |
|
Летнее солнцестояние 21–22 июня |
5-й месяц у [10] |
|
Малая жара 7–8 июля |
|
Большая жара 22–23 июля |
6-й месяц вэй [9] |
|
Становление осени 7–8 августа |
|
Прекращение жары 23–24 августа |
7-й месяц шэнь [6] |
|
Белые росы 7–8 сентября |
|
Осеннее равноденствие 23–24 сентября |
8-й месяц ю [4] |
|
Холодные росы 8–9 октября |
|
Выпадение инея 23–24 октября |
9-й месяц сюй [3] |
|
Становление зимы 7–8 ноября |
|
Малые снега 22–23 ноября |
10-й месяц хай [2] |
|
Большие снега 7–8 декабря |
|
Зимнее солнцестояние 21–22 декабря |
11-й месяц цзы [3] |
|
Малые холода 5–6 января |
|
Большие холода 20–21 января |
12-й месяц чоу [5] |
|
Становление весны 4–5 февраля |
|
Дождевая вода 18–19 февраля |
1-й месяц инь [7] |
|
|
|
Среди 64
гуа [
2] имеются 12 «гексаграмм убывания и роста» (
сяо си гуа):
Фу [
4] (№24,
Возврат),
Линь [
2] (№19,
Посещение),
Тай [
2] (№11,
Рассвет),
Да чжуан (№34,
Великая мощь),
Гуай [
1] (№43,
Выход),
Цянь [
1] (№1,
Творчество),
Гоу [
5] (№44,
Перечение), Дунь (№33,
Бегство),
Пи [5] (№12,
Упадок),
Гуань [
2] (№20,
Созерцание),Бо (№23,
Разорение), Кунь (№2,
Исполнение). С древности считалось, что они отображают естественные процессы на небе и земле – чередования
инь-ян, движения вперед и назад, рост и упадок в течение года (от
Фу [
4] до
Цянь [
1] –
ян растет, а
инь убывает: №24, №19 , №11, №34, №43, №1, а от
Гоу [
5] №44 до
Кунь №2 –
инь растет, а
ян убывает). Их также связывали с 12 месяцами, называя «помесячными/лунными гексаграммми» (
юэ гуа). В эпоху Хань 60 гексаграмм (без 4 «правильных/прямых»:
Кань, Ли [
8],
Чжэнь [
2]
и
Дуй [
1]
) разделили на 5 групп: 1)
тянь цзы, пи [
1] или
цзюнь [
1] (государь, правитель), 2)
гун [
2] (государь, князь, герцог), 3)
хоу [
3],
чжу хоу (феодал, князь, маркиз), 4)
цин [
3] (высший сановник, министр), 5)
да фу (сановник среднего класса). Каждому месяцу отвечают пять гексаграмм из 60, а в каждой такой пятерке имеется гексаграмма из первой группы, являющаяся в ней главной. Если отсчитывать от 11 месяца (сезон «зимнее солнцестояние»), с которого предполагается начало роста
ян, в группу
тянь цзы попадают указанные 12 гексаграмм.
Поскольку 12
сяо си гуа относили к группе
пи [
1] (
цзюнь [
1]), их еще называли «
пи гуа» или «
цзюнь гуа». К ним прилагалось и название «
хоу гуа», но редко, чтобы не путать с определением «
хоу» [
3] третьей группы гексаграмм. Согласно крупному ицзинисту Шан Бин-хэ (1870–1950), «12
пи гуа – это основа всего «И цзина», его глубинное основание» («Чжоу и Шан-ши сюэ» – «Учение господина Шана о Чжоуских/Всеохватных переменах»). Сохранившиеся источники свидетельствуют, что конструкция 12
сяо си гуа появилась в эпоху Хань, хотя, например, Шан Бин-хэ считал ее происхождение гораздо более древним. И-син в «Гуа и» свидетельствовал: «12 помесячных гексаграмм [впервые] появляются в «[Чжоу и] Мэн-ши чжан цзюй»; его толкование «И цзина» основывается на [понятии] пневмы-
ци, а потом с помощью человеческих дел [он] проясняет их. Убывание и рост [в одной гексаграмме] дают одно изменение, после 12 изменений год начинается сначала». Т. о., Мэн Си с помощью категории пневмы-
ци объяснял динамику взаимоотношения черт 12 гексаграмм убывания и роста, соотнеся эти гексаграммы с 12 лунными месяцами и 12 серединами солнечных месяцев (
чжун ци), что представлено в
табл. 3.
Таблица 3
Гексаграмма |
Лунный месяц (середина) |
Солнечный месяц (середина) |
Время года |
Фу [4] (複) |
Одиннадцатый месяц |
Зимнее солнцестояние |
Зима |
Линь [2] (臨) |
Двенадцатый месяц |
Большие холода |
Зима |
Тай [2] (泰) |
Первый месяц |
Дождевая вода |
Весна |
Да чжуан (大壯) |
Второй месяц |
Весеннее равноденствие |
Весна |
Гуай [1] (夬) |
Третий месяц |
Дожди для злаков |
Весна |
Цянь [1] (乾) |
Четвёртый месяц |
Малое насыщение |
Лето |
Гоу [5] (姤) |
Пятый месяц |
Летнее солнцестояние |
Лето |
Дунь (遁) |
Шестой месяц |
Большая жара |
Лето |
Пи [5] (否) |
Седьмой месяц |
Прекращение жары |
Осень |
Гуань [2] (觀) |
Восьмой месяц |
Осеннее равноденствие |
Осень |
Бо (剝) |
Девятый месяц |
Выпадение инея |
Осень |
Кунь (坤) |
Десятый месяц |
Малые снега |
Зима |
Согласно принципу «шести дней, семи частей», те же 60 гексаграмм равомерно распределяются по дням одного года (365¼ суток) и на каждую приходится «шесть дней и семь [восьмидесятых] частей» (365¼ : 60 = 6⅞ суток).
Важное следствие этого принципа – учение о 72 пятидневках, также приписываемое Мэн Си и состоящее в том, что образующие каждый из 24 сезонов года приблизительно 15 суток делятся на три пятидневки: начальную, срединную и конечную (24 × 3 = 72). Большинство из 60 гексаграмм, поставленных в соответствие годичному кругу, представляет одну пятидневку, а входящие в группу
чжу хоу – по две: у каждой внутренняя часть (нижняя триграмма) соотносится с одной пятидневкой, а внешняя – с другой, следующей по порядку. Связь 60 гексаграмм с 72 пятидневками и их природными символами демонстрирует
табл. 4, приведенная Фэн Ю-ланем (1953) и Лю Юй-цзянем (1996).
Таблица 4
24 солнечных сезона |
Лунные месяцы и соответствующие им черты правильных гексаграмм (чжэн гуа) |
72 пятидневки ( хоу[3]) и соответствующие им гексаграммы (ГГ); в скобках – название группы, к которой принадлежит данная ГГ. |
Начальная хоу [3] |
Срединная хоу[3] |
Конечная хоу[3] |
Зимнее солнцестояние |
Одиннадцатый месяц, вторая половина. Начальная черта гексаграммы Кань |
«Дождевые черви сворачиваются». ГГ №61Чжун фу (гун [2]) |
«Кабарга (лось) теряет свои рога». ГГ №24 Фу [4](пи[1]) |
«Источники вод в движении». ГГ №3 Чжунь, внутренняя часть(хоу [3]) |
Малые холода |
Двенадцатый месяц, первая половина. Вторая черта гексаграммы Кань |
«Дикие гуси улетают на север». ГГ №3 Чжунь, внешняя часть(хоу [3]) |
«Сороки начинают вить гнезда». ГГ №15 Цянь[5](да фу) |
«Фазаны начинают токовать». ГГ №38 Куй [1](цин [3]) |
Большие холода |
Двенадцатый месяц, вторая половина. Третья черта гексаграммы Кань |
«Куры начинают нести яйца». ГГ №46 Шэн(гун [2]) |
«Хищные птицы летают высоко и стремительно». ГГ №19 Линь [2] (пи[1]) |
«Водоёмы покрываются толстым слоем льда». ГГ №62 Сяо го, внутренняя часть(хоу [3]) |
Становление весны |
Первый месяц, первая половина. Четвёртая черта гексаграммы Кань |
«Восточный ветер приносит холод». ГГ №62 Сяо го, внешняя часть(хоу [3]) |
«Звери в зимней спячке начинают шевелиться». ГГ №4 Мэн[4] (да фу) |
«Рыбы поднимаются вверх к поверхности льда». ГГ №42 И [22](цин [3]) |
Дождевая вода |
Первый месяц, вторая половина. Пятая черта гексаграммы Кань |
«Выдра охотится за рыбой». ГГ №53 Цзянь[24] (гун [2]) |
«Дикие гуси прилетают». ГГ №11 Тай [2] (пи[1]) |
«Травы пускают ростки, на деревьях набухают почки». ГГ №5 Сюй [4], внутренняя часть(хоу [3]) |
Пробуждение насекомых |
Второй месяц, первая половина. Верхняя черта гексаграммы Кань |
«Персик начинает распускаться». ГГ №5 Сюй [4], внешняя часть(хоу [3]) |
«Иволга поёт». ГГ №17 Суй(да фу) |
«Ястреб охотится за горлицей». ГГ №35 Цзинь[7] (цин [3]) |
Весеннее равноденствие |
Второй месяц, вторая половина. Начальная черта гексаграммы Чжэнь[2] |
«Ласточки прилетают». ГГ №40 Цзе [3](гун [2]) |
«Первые раскаты грома». ГГ №34 Да чжуан (пи[1]) |
«Сверкает молния». ГГ №16 Юй[23], внутренняя часть(хоу [3]) |
Чистота и ясность |
Третий месяц, первая половина. Вторая черта гексаграммы Чжэнь[2] |
«Зацветает тунговое дерево». ГГ №16 Юй[23], внешняя часть(хоу [3]) |
«Кроты охотятся за перепелами». ГГ №6 Сун(да фу) |
«Появляется радуга». ГГ №18 Гу [10](цин [3]) |
Дожди для злаков |
Третий месяц, вторая половина. Третья черта гексаграммы Чжэнь[2] |
«Начинает цвести ряска». ГГ №49 Гэ[1] (гун [2]) |
«Горлица хлопает крыльями». ГГ №43 Гуай [1] (пи[1]) |
«Удод опускается на шелковичное дерево». ГГ №56 Люй [6], внутренняя часть(хоу [3]) |
Становление лета |
Четвёртый месяц, первая половина. Четвёртая черта гексаграммы Чжэнь[2] |
«Лягушки заквакали». ГГ №56 Люй [6], внешняя часть(хоу [3]) |
«Появляются дождевые черви». ГГ №7 Ши[22] (да фу) |
«Вырастают огурцы». ГГ №8 Би(цин [3]) |
Малое насыщение |
Четвёртый месяц, вторая половина. Пятая черта гексаграммы Чжэнь[2] |
«Расцветает осот». ГГ №9 Сяо чу(гун [2]) |
«Нежные растения умирают». ГГ №1 Цянь[1] (пи[1]) |
«Наступает период слабой жары». ГГ №14 Да ю, внутренняя часть(хоу [3]) |
Колошение хлебов |
Пятый месяц, первая половина. Верхняя черта гексаграммы Чжэнь[2] |
«Появляются богомолы». ГГ №14 Да ю, внешняя часть(хоу [3]) |
«Сорокопут начинает петь». ГГ №37 Цзя жэнь (да фу) |
«Пересмешник прекращает петь». ГГ №48 Цзин [6](цин [3]) |
Летнее солнцестояние |
Пятый месяц, вторая половина. Начальная черта гексаграммы Ли[8] |
«Олень теряет свои рога». ГГ №31 Сянь [5](гун [2]) |
«Цикады застрекотали». ГГ №44 Гоу [5] (пи[1]) |
«Вырастают летние растения». ГГ №50 Дин, внутренняя часть(хоу [3]) |
Малая жара |
Шестой месяц, первая половина. Вторая черта гексаграммы Ли[8] |
«Начинают дуть тёплые ветра». ГГ №50 Дин, внешняя часть(хоу [3]) |
«Сверчки селятся в стенах». ГГ №55 Фэн [4](дафу) |
«Птенцы ястреба учатся летать». ГГ №59 Хуань[2] (цин [3]) |
Большая жара |
Шестой месяц, вторая половина. Третья черта гексаграммы Ли[8] |
«Сжигают старую прелую траву». ГГ №10 Ли[8] (гун [2]) |
«Земля влажная и воздух жаркий». ГГ №33 Дунь(пи[1]) |
«Сильные дожди учащаются». ГГ №32 Хэн [3], внутренняя часть(хоу [3]) |
Становление осени |
Седьмой месяц, первая половина. Четвёртая черта гексаграммы Ли[8] |
«Приходят прохладные ветра». ГГ №32 Хэн [3], внешняя часть(хоу [3]) |
«Спускаются белые росы». ГГ №60 Цзе [3](да фу) |
«Стрекочут осенние цикады». ГГ №13 Тун жэнь (цин [3]) |
Прекращение жары |
Седьмой месяц, вторая половина. Пятая черта гексаграммы Ли[8] |
«Ястреб высматривает птиц». ГГ №41 Сунь(гун [2]) |
«Небо и Земля посуровели». ГГ №12 Пи[5](пи[1]) |
«Злаки поспевают». ГГ №57 Сюнь [2], внутренняя часть(хоу [3]) |
Белые росы |
Восьмой месяц, первая половина. Верхняя черта гексаграммы Ли[8] |
«Появляются дикие гуси». ГГ №57 Сюнь [2], внешняя часть(хоу [3]) |
«Ласточки возвращаются». ГГ №45 Цуй [1](да фу) |
«Птицы накапливают запасы съестного». ГГ №26 Да чу(цин [3]) |
Осеннее равноденствие |
Восьмой месяц, вторая половина. Начальная черта гексаграммы Дуй[1] |
«Гром сдерживает свой голос». ГГ №22 Би [6](гун [2]) |
«Звери, находящиеся зимой в спячке, закрывают свои норы». ГГ №20 Гуань[2](пи[1]) |
«Воды начинают высыхать». ГГ №54 Гуй мэй,внутренняя часть (хоу [3]) |
Холодные росы |
Девятый месяц, первая половина. Вторая черта гексаграммы Дуй[1] |
«Дикие гуси прилетают погостить». ГГ №54 Гуй мэй,внешняя часть (хоу [3]) |
«Воробьи лезут в воду за моллюсками». ГГ №25 У ван(да фу) |
«Расцветают жёлтые хризантемы». ГГ №36 Мин и(цин [3]) |
Выпадение инея |
Девятый месяц, вторая половина. Третья черта гексаграммы Дуй[1] |
«Волки охотятся за крупным зверем». ГГ №47 Кунь(гун [2]) |
«Листья на деревьях желтеют и опадают». ГГ №23 Бо(пи[1]) |
«Звери, спящие зимой, залегают в спячку». ГГ №52 Гэнь, внутренняя часть(хоу [3]) |
Становление зимы |
Десятый месяц, первая половина. Четвёртая черта гексаграммы Дуй[1] |
«Вода превращается в лёд». ГГ №52 Гэнь [2], внешняя часть(хоу [3]) |
«Земля начинает замерзать». ГГ №63 Цзи цзи(да фу) |
«Фазаны заходят в воду за моллюсками». ГГ №21 Ши хэ(цин [3]) |
Малые снега |
Десятый месяц, вторая половина. Пятая черта гексаграммы Дуй[1] |
«Радуга больше не появляется». ГГ №28 Да го(гун [2]) |
«Ци Неба поднимается вверх, Ци Земли опускается вниз». ГГ №2 Кунь(пи[1]) |
«Все застывает, и наступает зима». ГГ №64 Вэй цзи,внутренняя часть (хоу [3]) |
Большие снега |
Одиннадцатый месяц, первая половина. Верхняя черта гексаграммы Дуй[1] |
«Горный фазан прекращает петь». ГГ №64 Вэй цзи,внешняя часть (хоу [3]) |
«Тигры начинают спариваться». ГГ №39 Цзянь [25](да фу) |
«Рождается ирис». ГГ №27 И[27](цин [3]) |
Существуют преимущественно филологические доводы в пользу более раннего (доханьского) происхождения концепций «шести дней, семи частей» и «72
хоу [
3]». Например, в тексте ко второй черте гексаграммы №48
Цзин [
6] (Колодец) упоминается животное
фу [
20], которое одни комментаторы (Лу Дэ-мин, 556–627) сочли рыбой, другие – лягушкой (Кун Ин-да, 574–648; Чжэн Ган-чжун, 1088–1154), ссылаясь в последнем случае на Цзы Ся (507 – ? до н. э.).
Цзин [
6] в концепции «шести дней, семи частей» относится к пятому месяцу, на который приходится пик активности лягушек. Китайская пословица гласит: «Только лягушки закричат – ячмень поспевает»
(Цинва и цзяо дамай хуан), а сбор урожая злаковых культур большей частью приходится на пятый месяц. Чжу Чжэнь (1072–1138) в «Хань шан И чжуань» («Доханьские предания о “Переменах”») и Хуй Дун (1697–1758) в «Чжоу и шу» («Изложение «Чжоуских/Всеохватных перемен»») из приписываемой Цзы Ся идентификации
фу [
20] с лягушкой прямо вывели, что
Цзин [
6] – гексаграмма пятого месяца. Следовательно, концепция «шесть дней, семь частей» была известна уже во времена Цзы Ся, т. е. задолго до эпохи Хань. Однако аутентичность дошедших до нас фрагментов «Цзы Ся И чжуани» («Предание Цзы Ся о “Переменах”») подвергается сомнениям, распространяя их и на приведенную аргументацию.
Автор: Агеев Н.Ю.
Источники: Ма Го-хань. Юйхань шань фан цзи и шу (Восстановленные книги из горного жилища в Юйхани). [Б. м.], 1883;
Сунь Тан. Хань Вэй эр ши и цзя И чжу (Комментарии к «Переменам» 21 знатока эпох Хань и Вэй) // У-цю-бэй-чжай И цзин цзи чэн (Полное собрание ицзинистики Обители Невзыскательности) / Сост. Янь Лин-фэн. Тайбэй, 1975. Т. 169, с. 63–84;
Бань Гу. Хань шу (Книга [об эпохе] Хань) / Коммент. Янь Ши-гу. Пекин, 1983. Т. 11, с. 3599–3600;
Ван Жэнь-цзюнь. Юйхань шань фан цзи и шу сюй бянь (Продолжение «Восстановленных книг из горного жилища в Юйхани»). Шанхай , 1989;
Хуан Ши. Хань-сюэ-тан Чжи-цзу-чжай цун шу (Собрание книг из Обители Знания меры Зала Ханьской науки). Пекин, 1992.
Литература: Агеев Н.Ю. «Сяо си гуа» (гексаграммы убывания и роста) // VI Всероссийская конференция «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». М., 2001, с. 88–91;
он же. К проблеме возникновения календарных истолкований «И цзина» // XXXII НК «Общество и государство в Китае». М., 2002, с. 161–169;
он же. Мэн Си и календарные приложения «И цзина» // Китайская классическая «Книга Перемен» и современная наука. М., 2003, с. 37–45;
он же.
«И цзин» и календарь в творчестве ханьских ученых // XXXIX НК «Общество и государство в Китае». М., 2009, с. 435–437;
Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен» / Ред., предисловие, примеч. Н.И.Конрада. М., 1960 (англ. пер.: Princ.–N.Y., 1979), 2-е изд.: / Сост., вступ. ст., коммент., примеч. А.И. Кобзева. М., 1993, 1997, 2003, указ.;
Гао Хуай-минь. Лян Хань и-сюэ ши (История ицзинистики обеих [эпох] Хань). Тайбэй, 1983;
Лю Да-цзюнь. «Гуа ци» соу юань (Поиск истоков учения о «гексаграммах и пневме») // Чжунго чжэсюэ (Китайская философия). Пекин, 2000, № 11;
Лю Юй-цзянь. Лян Хань сян-шу и-сюэ яньцзю (Исследование нумерологической ицзинистики обеих [эпох] Хань). Т. 1. Наньнин, 1996;
Пи Си-жуй. Цзин сюэ тун лунь (Общие суждения по каноноведению). Пекин, 1989, ч. 1, гл. 11–12, с. 18–21;
Хуй Дун. И хань-сюэ. И ли (Ханьское учение о «Переменах». Правила «Перемен»). Шанхай, 1990, с. 3–24;
Чжу Бо-кунь. И-сюэ чжэсюэ ши (История ицзинистической философии). Кн. 1. Пекин, 1989, с. 107–120;
Cheng A. Étude sur le confucianisme Han. P., 1985, index;
Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy / Tr. by D. Bodde. Vol. 2. Princeton, 1953, p. 109–118;
Nielsen B. A Companion to Yi Jing Numerology and Cosmology. L.–N.Y., 2003.
Сост. библ.: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 767-776.
- ↑ Н.Ю. Агеев невнимательно воспроизвел данную таблицу. Во-первых, отраженные в ней соотношения были представлены Фэн Ю-ланем в первоначальном китайском издании его «Истории китайской философии» (Чжунго чжэсюэ ши. Шанхай, 1934, с. 558) не прямо и не в табличном виде, а в процитированном фрагменте из «ицзинистического апокрифа» (и вэй 易 纬) «Цзи лань ту» 稽览图 («Проверочные и наглядные изображения», цз. 2), где фигурируют не номера, а названия гексаграмм. Рассматриваемая же таблица появилась через два десятка лет в английском переводе его труда, где ее составил переводчик Д. Бодде, для упрощения передавший цитату из «Цзи лань ту» с помощью парафраза (Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy / Tr. by D. Bodde. Vol. II. Princeton, 1953, p. 107). Во-вторых, при исходном цитировании в текст Фэн Ю-ланя вкралась ошибка: 4-ю позицию в строке 6-го месяца (вэй) заняла гексаграмма Ли № 30 вместо имеющей омонимичное название (в чем, видимо, причина ошибки) Ли № 10 (Линь Чжун-цзюнь. «И вэй» дао-ду (Руководство к прочтению «ицзинистических апокрифов»). Цзинань, 2002, с. 162). В-третьих, хотя Ли № 30 не должна присутствовать в данном 60-членном наборе, поскольку входит в дополняющую его четверку «правильных гексаграмм» (чжэн гуа), Д. Бодде не только слепо повторил это искажение, но и прибавил к нему неправильную замену соседней (5-й в 6-м месяце) гексаграммы Дунь № 33 гексаграммой Куй № 38, которая стала нарушающим общий порядок повторением таковой, стоящей на своей законной 3-й позиции в 12-м месяце (чоу). Соответственно все эти искажения перекочевали в статью Н.Ю. Агеева. – Кобзев А.И.